DataLife Engine > Информация > Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда


22-05-2017, 11:18. Разместил: lyubchenko
Руководителям предприятий и организаций, предпринимателям о проведении специальной оценки условий труда.

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку. Спецоценка – это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах (ст. 3 Федерально-го закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если не проведена специальная оценка условий труда, штраф для компаний — от 60 000 до 80 000 руб., а для руководителя и предпринимателя — от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
ДЛЯ КОГО СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ ОБЯЗАТЕЛЬНА
Плановая спецоценка. В самые кратчайшие сроки нужно провести спецоценку «вредных» рабочих мест. Речь о рабочих местах, по которым, во-первых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Во-вторых, если работающим на них сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Спецоценку этих ра-бочих мест можно отложить, только если компания меньше пяти лет назад провела по ним аттестацию (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Все остальные рабочие места можно оценивать постепенно. Главное успеть до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). А рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно, оценивать вообще не надо (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Внеплановая спецоценка. Важно помнить о нескольких особых условиях. Во-первых, есть ситуации, когда проводят внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Вот они:
– ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производствен-ных факторов на работников;
– получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями тре-бований Закона № 426-ФЗ;
– изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факто-ров на работников;
– произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
– наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных ор-ганизаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
В первых двух случаях на спецоценку есть 12 месяцев, в остальных — шесть месяцев. Срок отчитывается с даты наступления этих случаев.

КАК СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует специальную комиссию и утверждает график проведения специальной оценки условий тру-да.
В комиссию должны войти:
– представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специали-стов по охране труда в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного пред-ставительного органа сотрудников (при наличии).
На малых предприятиях в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:
– руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
– другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране тру-да.
Возможно, что в компании штатный специалист отсутствует. Тогда в комиссию вклю-чают представителя организации или эксперта, который занимается вопросами охраны тру-да по гражданско-правовому договору. Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор ком-пании утверждает приказом.

КАК ОТБИРАЮТ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СПЕЦОЦЕНКИ-2017: АНАЛОГИЧНЫЕ РА-БОЧИЕ МЕСТА

Перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в 2017 году (в том числе аналогичные рабочие места), определяет комиссия (ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Закона № 426-ФЗ):
– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспо-соблений, материалов и сырья;
– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
– профессии или должности одного наименования;
– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда доста-точно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабо-чие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки усло-вий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки выявят хотя бы одно рабочее место, кото-рое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то спецоценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее анало-гичными.

ЭКСПЕРТЫ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОГУТ ПРОВОДИТЬ СПЕЦОЦЕНКУ В 2017 ГО-ДУ

Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно нанимать по граж-данско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независи-мой по отношению к вашей компании. В частности, спецоценку не может проводить дочер-нее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.
Организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных ла-бораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Посмотреть список предприятий, которые могли проводить аттестацию, можно на официальном сайте Минтруда России (rao.rosmintrud.ru). Требования же к оценочным организациям перечисле-ны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.
Вот они:
– в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
– в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
– организация и эксперты должны занесены в специальный реестр;
– есть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована на проведение исследо-ваний (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной сре-ды и трудового процесса.
В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта. Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:
– высшее образование;
– дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
– опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области атте-стации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ПРОХОДИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам при-меняют особый порядок проведения оценки (Перечень утвержден постановлением Прави-тельства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290).
При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая про-водит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследова-ний (испытаний) и измерений данных факторов.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляют испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных произ-водственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследо-вания и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определя-ет самостоятельно.
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опас-ных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испы-таниям) и измерениям.
По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воз-действие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами усло-вий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника.
2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия ко-торых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время
регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда.
4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотруд-ника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздей-ствия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
В 3-м классе вредных условий выделяют следующие подклассы:
Подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при кото-рых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, по-сле воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника вос-станавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.
Подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в орга-низме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособ-ности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет.
Подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при ко-торых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в орга-низме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой дея-тельности.
Подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Отчет о проведении спецоценки. Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает:
– сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий докумен-тов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
– перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих ме-стах;
– карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
– протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
– протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
– сводная ведомость специальной оценки условий труда;
– перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
– заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные фак-торы не идентифицированы, в отчете указывают:
– сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий докумен-тов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
– перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
– заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его за-полнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председа-тель. Каждый член комиссии, не согласный с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда в 2017 году. Сделать это нужно под подпись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.
Информация о спецоценке на сайте работодателя. Сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать дан-ные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государствен-ной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения ито-гового отчета о результатах оценки.
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или без-действие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СПЕЦОЦЕНКЕ – 2017

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результа-ты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подле-жат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона № 426-ФЗ).
Организация-работодатель подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охра-ны труда. Правда, только в том случае, если специальная оценка условий труда в 2017 году не выявила вредных или опасных факторов или подтвердила, что условия труда оптималь-ные или допустимые. Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Декларацию надо подать не позднее чем через 30 рабочих дней с даты утверждения от-чета о спецоценке. Если компания не уложится в срок или вообще не сдаст декларацию, возможен штраф от 60 000 до 80 000 руб., штраф для директора — от 5000 руб. до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Декларация соответствия действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная деклара-ция прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.
Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.
По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следую-щие пять лет (ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для целей, указанных в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Это следующие мероприятия:
– разработка и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работ-ников;
– информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем рис-ке повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
– контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
– организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодиче-ских (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
– установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компен-саций;
– установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (под-класса) условий труда на рабочем месте;
– расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
– обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
– подготовка статистической отчетности об условиях труда;
– решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работ-ников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
– определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных тре-бований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспече-ния работников, их объема и условий их предоставления;
– принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством огра-ничений для отдельных категорий работников;
– оценка уровней профессиональных рисков;
– иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовы-ми актами Российской Федерации.

КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ СНИЖАЕТ РАСХОДЫ

Компания, в которой проведена специальная оценка условий труда в 2017 году, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.
Как уменьшить дополнительные взносы в ПФР. Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у компаний, которые не провели спецоценку и атте-стацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Ми-нистров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тари-фы – от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными услови-ями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо. Все тарифы для компаний, у ко-торых есть результаты спецоценки, можно посмотреть в таблице ниже.
Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или опти-мальные, чиновники требуют применять повышенный тариф — 6 или 9 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.
Как уменьшить взносы на травматизм. От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки со-ставляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для компании (п. 2 Пра-вил, утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524). Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации ра-бочих мест или которые провели спецоценку.
Скидку на 2017 год получить уже невозможно. Обращаться за скидкой на 2017 год надо было во втором полугодии 2016 года. К этому моменту у вас на руках должны быть резуль-таты спецоценки.
Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за 2017 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению усло-вий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на трав-матизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок – 1 августа.
Сокращение расходов на персонал. Компания должна платить работникам надбавки за вредные условия труда, выдавать молоко, заменять его деньгами и т.д. Но если спецоценка покажет, что в действительности на рабочем месте оптимальные или допустимые условия труда, то все эти гарантии и компенсации можно отменить. Например, если о денежной компенсации за молоко издавался приказ, то надо издать еще один – о том, что работникам на такой-то должности молоко больше не положено. Если условие о надбавках было вклю-чено в трудовой договор, то надо заключить дополнительное соглашение к нему.

Вернуться назад