Карсунский район

На главную Правила портала Карта сайта Обратная связь

Быстрая навигация

Обрати внимание!!!

Наши партнеры


Социологический опрос



Голосовать
Результаты

Опрос

Литературная страничка

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 0
Отсутствуют.

Гостей: 47
Всех: 47

20ка посетивших:
Пользователей: 10
admin belyaeva
bugayson JR
kaseeva Lutina
munzakup redaktor
Sir_Gone sovdep

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
23 января 2019 года прошло заседание Совета по культуре муниципального образования «Карсунский район», на котором был рассмотрен вопрос культурно-событийного наполнения и востребованности территории торговых рядов и прилегающей территории.
Реализация проекта «Карсун - перекресток веков» позволит на примерах прошлого «воспитывать, образовывать, развивать» подрастающее поколение.
Территория, предлагаемая к благоустройству, находится в центральной части рабочего поселка Карсун и является одной из наиболее посещаемых населением.
Способом «мозгового штурма» участники Совета обсуждали пути активизации исторической и культурной достопримечательности центра Карсуна.
Все предложения войдут в план культурных мероприятий на 2019-2024 годы.



Уважаемые жители р.п.Карсуна!
Приглашаем вас 24 января 2019 года в 16.00 в актовый зал администрации для участия в публичных обсуждениях по выбору работ, планируемых к реализации в рамках проекта малых городов и исторических поселений на выбранной территории (торговые ряды и прилегающая к ним территория).


Оргкомитет.



21 января 2019 года состоялось общественное обсуждение благоустройства общественных территорий, где перед присутствующими выступил Глава администрации муниципального образования «Карсунский район» В.Б. Чубаров. Он отметил важность участия Карсуна в конкурсе «Малые города и исторические поселения». «Подготовка к участию в конкурсе уже началась, мы получили статус исторического поселения регионального значения, провели этап голосования за выбор общественной территории, ей стала территория торговых рядов и прилегающая территория. На втором этапе наша задача определить виды работ, которые мы должны выполнить на данной территории. С одной стороны, должно быть приведено в порядок то историческое архитектурное наследие, которое сохранилось в Карсуне, с другой – должно идти создание современной среды проживания.»
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Ежегодно на Карсунской земле в рамках пленэра юных художников и их преподавателей «Земля Аркадия Пластова» проходят мастер-классы, поездки по живописным местам Карсуна и его окрестностям, а также интересные творческие встречи. Гости пленэра съезжаются со всех уголков, для того чтобы передать в своих работах всю красоту Карсунского края, особенности архитектурного зодчества, отразить на полотнах исторический дух.




Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"


В рамках Недели открытий из истории Ульяновской области 18 января 2019 года ученики Карсунской средней школы стали участниками следующих мероприятий:
- Уроки краеведения под руководством учителя географии А.Ю. Барминой.
- Ученица 11 А класса Кузнецова Валерия защищала честь школы в муниципальном этапе конкурса «Ученик года -2019» и одержала уверенную победу в нем вместе со своей группой поддержки: Васяниной Полиной, Романовым Никитой, Ереминым Дмитрием, Нагиным Эмилем.
В рамках конкурса одним из этапов было внесение предложений по благоустройству торговых рядов и прилегающей территории для участия во Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. Все желающие могли принять участие и внести свои предложения.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Уважаемые карсунцы!

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Закончилось голосование по выбору общественной территории для участия во Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. По результатам голосования выбран комплекс торговых рядов и прилегающая территория. В которую вошли территория технологического техникума, часть центрального парка по овраг Плутиха, прогулочная зона (между торговыми рядами и зданием универмага), нижняя часть центральной площади.
Просим вас высказать свои пожелания по выбору работ, планируемых к реализации в рамках проекта на выбранной общественной территории.
По результатам изучения вашего мнения будут отобраны наиболее популярные и интересные предложения, которые будут включены в дизайн-проект по благоустройству комплекса торговых рядов и прилегающей территории.
Предложения могут поступать как на бумажном носителе в произвольной форме, так и в электронном виде на электронный адрес: ookadm73@yandex.ru. В предложении указывается фамилия, имя, отчество, адрес заявителя (по желанию), а также информацию о видах работ в рамках благоустройства. К предложениям могут быть приложены эскизы, графические изображения, макеты. Прием предложений осуществляется с 20 января 2019 года по 18 февраля 2019 года.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Конкурс "Малые города и исторические поселения"
19 января 2019 года состоялось очередное заседание общественной комиссии на которой рассматривался вопрос об определении общественной территории муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области для участия во Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений".
На повестке заседания - утверждение итогов голосования. За период с 20.11.2018 по 18.01.2019 поступило 8198 предложений, голоса разделились следующим образом:
7057 - Благоустройство комплекса торговых рядов и прилегающей территории;
530 - Благоустройство территории Карсунского Венца;
359 - Благоустройство ул. Советская (в границах от памятника Чапан- ному восстанию до перекрестка с ул. Саратовская);
252 - Иные территории.
Было принято решение определить территорию муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды - благоустройство торговых рядов и прилегающей территории.
protokol-ot-19.01.2019.pdf [148,52 Kb] Протокол заседания общественной комиссии муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области


Конкурс "Малые города и исторические поселения"
В рамках социо-культурного предпроектного исследования территории торговых рядов Карсун посетил скульптор высшей категории Свиязов Александр.
Александр выпускник Карсунской детской школы исскуств имени А.А. Пластова, Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, автор памятников А.А. Пластову в с. Прислониха и памятника воинам-интернационалистам а парке 70-летия Победы р.п. Карсун.
В рамках исследования территории внесены предложения по установке скульптуры купца- символа купеческого города, панорамы крепости, малых архитектурных форм.


Историческая справка о Карсуне.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"

"Хороший городок. "
Формирование культурно-бытовых норм (в том числе норм жилищного строительства и благоустройства) в малых городах дореволюционной России происходило под влиянием сословной структуры и занятий их жителей. В XIX веке более половины населения Карсуна составляли крестьяне, занимавшиеся земледелием и домашним скотоводством. Неудивительно, что вплоть до начала ХХ века уездный городок отличал «достаточно архаичный, полусельский быт», характерный для многих городских поселений.

Сословно-профессиональный состав населения Карсуна определили особенности его исторического развития. Основанный в 1647 году как город-крепость на юго-восточном рубеже Московского государства, он изначально был заселён разными категориями служилых людей. Во второй половине XVIII века в Карсуне из числа «регулярных» горожан проживало всего 39 человек… иногородних мещан. Ни купцов, ни цеховых в городе не было. Большинство населения – 3232 чел., или 94,2 % (больше, чем в любом другом уездном городе Симбирского наместничества) – составляли пахотные солдаты – «прежних служб» стрельцы, пушкари и казаки.

Крестьянское население преобладало в Карсуне и в XIX – начале ХХ века (в 1897 году крестьяне составляли 58,6 % от общего числа городских жителей, тогда как «привилегированных» горожан насчитывалось менее 8,4 %, из них дворян и чиновников – 5,6 %).

Основным занятием значительной части карсунцев (включая мещан) вплоть до начала ХХ века являлось земледелие. Карсунский городской голова Пастухов докладывал симбирскому губернатору в августе 1892 года: «Большинство местных жителей… занимаются хлебопашеством на арендуемых у города землях».
О характере жилой застройки Карсуна первой половины XIX века можно судить по немногочисленным делопроизводственным документам, хранящимся в Государственном архиве Ульяновской области, и объявлениям о продаже домов, помещённым в «Симбирских губернских ведомостях». Источники свидетельствуют о существовании в городе разных вариантов жилых построек – от простых однокамерных «келий» и изб до сложных 2–3-х камерных с вертикальным развитием домов с мезонином.
Безусловно, размеры и варианты жилых и хозяйственных надворных построек зависели не только от сословного положения, но и от благосостояния их владельцев: начальнику карсунской инвалидной команды подпоручику Соболеву принадлежал «дом с мезонином из красного соснового леса» и «флигель со службами к нему» общей стоимостью 628 руб. 57 . коп., мещанину Голощапову – флигель «с разным надворным строением», стоимостью 45 руб. 28 . коп., солдатке Васильевой – келья, оцененная «не более как на три рубля». А вот основным строительным материалом на протяжении XIX века оставался лес, которым тогда изобиловал Карсунский уезд.

Сенатор П.И. Сумароков, проезжая в 1838 году через «хороший городок» Карсун, записал в путевой дневник, что «в нем каменного строения только одна церковь и два, три дома, с лавками, по обе стороны». Всего же домов в ту пору насчитывалось 584 (при числе жителей 3709 человек). Более полно характер застройки города раскрывают делопроизводственные документы, появившиеся после пожаров 1845 и 1847 годов. Статистическая обработка описей сгоревших крестьянских домовладений свидетельствует о том, что в середине XIX века массовая жилая застройка Карсуна в целом не отличалась от застройки в сельской местности. Наиболее распространённой жилой постройкой являлась рубленная из сосны, реже из липы, осины или «разного леса» изба, либо её композиционные варианты: чаще – изба-сени, изба-сени-чулан, изба-сени-клеть; реже – изба-сени-изба, изба-сени-подклет, изба-сени-горница. Основным материалом покрытия жилища небогатых горожан служила солома, состоятельных – тёс.

После утверждения императором Александром I в 1804 году регулярного плана Карсуна была проведена перепланировка кварталов и усадебных мест. Новые постройки отныне возводились только «с непосредственного позволения карсунского Городнического правления» и «по Высочайше конфирмованному фасаду», т.е. с использованием типовых проектов, утвержденных в столице. Качество и тип возводимых вновь строений определяли существующие традиции застройки и материальный достаток конкретных горожан.

Соблюдение правил Строительного устава не было ещё нормой при возведении построек частными лицами. Несмотря на то, что самовольные сооружения подлежали по закону слому, строительство «без разрешения местного начальства» велось практически всеми категориями горожан. Причём в большинстве случаев это делалось индивидуальными застройщиками сознательно, вопреки требованиям, предъявляемым к ним городской администрацией. Например, в 1859 году городничий Мармазинский рапортовал Симбирской губернской строительной и дорожной комиссии о том, что причетник Архангельской церкви И.Г. Андреяновский «выстроил земляную баню расстоянием не более 25 сажен от церкви и противу моего на то запрещения, он уклонился грубыми ответами, что он имеет на своей собственности строить всё, что ему угодно».

Описание «домашнего быта» карсунцев, опубликованное в «Симбирских губернских ведомостях» за 1854 год, дополняет скупые данные описей. Его автор, И. Байсупин, так характеризует «наружный вид жилища… простолюдина» из крестьян: «…с улицы изба в два или три окна с красными наличниками и ставнями, покрытая соломой, иногда и тесом в застреху, …сверх соломенной крыши выведена четвероугольная кирпичная труба, в которую вделана другая круглая из горшечной глины, или большей частью на обыкновенной трубе ставят горшок или корчагу с пробитым дном: это делается для безопасности соломенной крыши от огня…».

Дома зажиточных крестьян представляли собой «две избы, с таким же точно размещением, как и у прочих крестьян, но почище отделанные и с белой топкой», имели «просторные теплые сени с клетями и подклетами» и 5 или 7 окон «с лица», из которых, однако, 2–3 средних были «фальшивыя».

Последняя черта особенно интересна. Оконная бутафория свидетельствует о том, что в Карсуне имел место компромиссный вариант фасадной типизации жилой застройки: номинально число окон с улицы соответствовало «правилам благолепной архитектуры», реально – экологическим нормам освещённости и эргономичности русского крестьянского жилища. В качестве кровельного материала жилища использовался тёс по лубу «под гвоздь».

Жилища представителей городских сословий (солдат, мещан и купцов) по камерности, этажности, строительному материалу в это время практически не отличались от «обыкновенных» и богатых крестьянских домов. Несмотря на то, что статус уездного города способствовал постепенному изменению облика жилой застройки Карсуна (горожане вынуждены были следовать градостроительным предписаниям властей), консерватизм крестьянской культуры сдерживал внедрение прогрессивных форм в городское жилищное строительство. Посетив Карсун в марте 1865 года, симбирский губернатор барон И.О. Велио нашёл, что в нём «видна, общая для всех уездных городов Симбирской губернии, бедность и нечистота, на окраинах города виднеются крытые соломой крыши, на улицах без тротуар непроходимая грязь и навоз, только на базарной площади и главной улице не было заметно навоза, соломы и мусора». Осмотрев город год спустя, губернатор отметил, что ему «встречались постройки ветхие и угрожающие разрушением, также многие домашние службы покрыты соломою».

Планировка усадебных мест также была связана с русской сельской традицией. Обыкновенно усадьба делилась на две части – двор со строениями и огород или сад (иногда с пчельником или гумном «на задах»). Эти функциональные части отделялись друг от друга изгородью или хозяйственными постройками. На протяжении всего рассматриваемого периода бытовала П-образная, двурядная и однорядная связь надворных строений. Об этом, в частности, свидетельствуют формулировки типа «сараи и хлевы кругом двора», «сарай с плетнями кругом двора», «10 звен кругом двора заборов и сараев» и т.п. В то же время, отмечены случаи беспорядочного расположения хозяйственных служб.

Так, например, купец И.Я. Маслов без согласования с городничим «поставил пятистенный амбар посреди двора, тогда как его усадебное место (было) довольно пространно…».
Жилая застройка третьего по значимости уездного города губернии стала приобретать новые черты только в последней четверти XIX века, когда под воздействием административных мер крестьянские традиции возведения жилых построек, постепенно растворились, нивелировались в городской градостроительной культуре.

Строительство жилья по типовым проектам и образцовым чертежам привело к распространению в Карсуне деревянных домов на высоком кирпичном фундаменте-подклете, домов комбинированного типа (первый этаж кирпичный, второй деревянный) и 1–2-х этажных каменных домов. В то же время сохранялась традиция возведения жилых построек на «поставах» – деревянных или каменных «стульях». В начале ХХ века отмечается рост качества, добротности массовой жилой застройки, а также её индивидуализация, связанная, в первую очередь, с различиями в наружной отделке жилища. Многие зажиточные крестьяне и мещане, по примеру купцов, чиновников и дворян, строят пяти- или шестистенные дома. Примечательный факт: некоторые карсунские старожилы «домом» называют именно пяти-шестистенник, а обычную четырехстенную постройку именуют «флигелем».


Студенты ОГБПОУ «Карсунский медицинский техникум имени В.В.Тихомирова» приняли активное участие в обсуждениях II этапа конкурса "Малые города и исторические поселения". Ребята высказывали свои мнения и предложения о том, какими должны стать Торговые ряды в ближайшем будущем. Были предложены создать читальный зал под открытым небом, современные клумбы в виде фигур, места, где можно проводить фотосессии для молодых пар, площадку для катания на роликах, сделать место для выставки детских рисунков, поющий фонтан, современную сцену на центральной площади, танцплощадку и многое другое.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Учащиеся МБОУ Карсунская средняя школа им. Д.Н. Гусева, ОГКОУ Кадетская школа-интернат имени генерал-полковника В.С. Чечеватова приняли активное участие в обсуждениях II этапа конкурса "Малые города и исторические поселения". Ребята высказывали свои мнения и предложения о том, какими должны стать Торговые ряды в ближайшем будущем. Были предложены реставрация торговых рядов, освящение, фонтаны, скульптуру купца, исторические книги о Карсуне (большого формата) и многое другое.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Воспитанники детского сада «Медвежонок» корпус «Умка» - юные патриоты своей Родины!
Ребята поддерживают конкурс «Малые города и исторические поселения»,т.к. Карсун - наш посёлок и этим ребятам здесь жить!


Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Сочинения учащихся школ Карсунского района на тему: "Каким я вижу Карсун в будущем"


Ученица 9 класса «А» МБОУ Карсунская СШ им. Д.Н. Гусева
Салахетдинова Анна
Учитель: Черникова Т.Ю.


В мире много прекрасных мест, и я бы с удовольствием побывала и в солнечных Афинах, и в вечном Риме, и в романтичном Париже. Но вернуться мне бы хотелось в Карсун - мой старинный, тихий поселок, в дом, где я родилась. Иногда я задумываюсь, каким он будет через десять, двадцать, сто лет? И мне представляется мой поселок, утопающий в зелени сирени и акаций, раскидистый парк с чудесными павильонами, внутри которых разместится и маленькая художественная галерея, чудесный кинотеатр под открытым небом и уютное кафе, где так приятно посидеть всей семьей. А через легендарный овраг «Плутиху» плывущие кораблики подвесной дороги.
Мне видится величественный, белоснежный Гостинный двор, для которого века как одно мгновение, а рядом с ним многоярусный фонтан и прекрасные клумбы. Мне кажется, что в нашем посёлке живет дух истории и его, так же как мы, будут ценить наши потомки. Поэтому на легендарном Венце вместо серого, убогого камня вырастет стилизованный макет города - крепости Карсун. Будет оборудована смотровая площадка и места для семейного отдыха. А может внутри оврага вместо мусора появится сказочный лес с домиком Бабы-Яги и пещерой Змея Горыныча. Мне кажется, что улица Ульянова освободится от заборов и здания технологического техникума станут её украшением. А улица Московская, Горького и Октябрьская, вспоминая замечательных людей, которые на них жили, обзаведётся стилизованными памятниками и старинной брусчаткой.
Я доподлинно не знаю, как преобразится мой Карсун, но мне очень хочется, чтобы он оставался таким же уютным и тихим, наполненным осознанием собственного величия и благородства.


Возникновение Карсуна
Из книги И. Юркина «Материалы для истории города Карсуна и его слобод»

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Построение города
Первоначально город Карсун основан был там, где теперь стоят кварталы правой стороны ярмарочной площади, вплоть до Архангельского переулка. В этой части находились все присутственные места того времени. Одновременно с возникновением города, в нижней его части, в стрелецкой слободе, на площади основана была церковь – соборная, во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. На левой стороне нынешней ярмарочной площади, или – как в старину называли – торга, поселены были слободой пушкари.
На четвертом году после построения, т.е. в 1651 году, в Карсун на вечное житье переведены были казаки из села Выползова и поселены отдельной слободой на берегу речки Карсунки вплоть до Барышского оврага и до Пушкарской слободы.
Когда город Карсун с прилегающими к нему слободами Пушкарской, Стрелецкой и Казацкой соединился в одно, то соборная церковь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, по грамоте Великого Государя, отдана была в Преображенский монастырь, а на место той церкви от города в 38 саженях построена была соборная церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, деревянная, рубленая, шатровая, о пяти головах, с приделами рубленными, по правую сторону – придел Казанской Богородицы, а по левую сторону Усекновения главы Иоанна Предтечи...
Далее, по указу Великого Государя, велено в 1733 году, вместо ветхой соборной деревянной церкви, на том же церковном месте построить каменную соборную церковь во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделом Казанской Пресвятой Богородицы.
Судя по древним описаниям, план города Карсун... был несколько иной. Позади теперешнего полицейского управления и казначейства, между двух буераков, стояла крепость о шести деревянных башнях. От здания казначейства, вправо к площади, находились дома церковных служителей. Нынешняя Дворянская улица прежде называлась переулком, который служил для проезда на реку Барыш.
От церкви Архангела Михаила, вниз в 10 саженях, начиналась Стрелецкая слобода. Вокруг всех церквей были кладбища. По нынешней Архангельской улице шла «большая дорога» к стрелецким дворам, почему эта улица и называлась в то время Большой улицей.
Причина возникновения Карсуна
...возникновение города Карсун было вызвано тем, что после падения татарских царств Казанского, Астраханского и Крымского степные кочевые народы... долгое время еще беспокоили частыми своими набегами мирных оседлых жителей чувашского и мордовского племени, проживавших по правую сторону Волги... Кочевники эти набеги свои совершали из-за Волги, переправляясь на правую ее сторону, в тех местах, где теперь стоят города Сызрань и Сенгилей. Вдоль речек Сызранка, Крымза, Рачейка и Сенгилейка кочевники подымались вверх на верховья рек Свияга, Барыш и Сура, вдоль которых потом они спускались вниз до Алатыря и далее вглубь. При этом по пути следования опустошали огнем поля, селения, угоняли у жителей скот, а самих их, если не хотели присоединиться к ним, убивали или уводили в плен. Такие беспрерывные дикие набеги, совершаемые кочевниками на мирных жителей, не могли быть долго терпимы русским правительством.
И вот, для охраны этого края от набегов кочевых народов и для защиты новой русской колонизации, правительство твердо решило сделать так называемую в старину засеку, провести черту, т.е. сделать земляной вал от реки Волга до реки Барыш и от Барыша до реки Сура и далее... Черта эта в частях своих носила различное название: так от Волги до реки Барыш она называлась «Синбирской чертой», ввиду того, что она начиналась от Синбирской горы; а продолжение этой черты от реки Барыш до Суры называлось «Карсунской» чертой, потому что она начиналась от устья речки Карсунка, впадающей в реку Барыш...
Проведение... черты поручено было боярину дворецкому и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, и вот он в 1647 году... по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, меж рек Барыш и Сура, для сбережения от татарских приходов учинил новую Карсунскую засеку на 53 верстах. Значит, эта черта, до построения еще города Карсун, носила название Карсунской. Далее эти же указы дают знать, что в том же году им же, Хитрово, поставлен город, который во имя новой Карсунской засеки назван Карсуном, да подле засеки же устроены еще два города да четыре острога жилые, и что город Карсун поставлен на самых великих степных татарских проходах (а не в дремучем лесу, как писал г. Красовский).
Для карсунского засечного дела людей высылали из Курмыша и иных городов и уездов, с пяти дворов по одному человеку, из сел и деревень, которые стояли за рекою Сура, на Карсунской стороне и находились от Карсунской засеки в пятидесяти верстах и меньше... Для охранения же города Карсун и Карсунской засеки... в городах и острогах вместе со стольником Артемом Волынским из Курмышского, Алатырского и Ядринского уездов подымовным людям с десяти дворов по человеку с пищалями, луками, рогатинами и бердышами, которым дозволено было переменяться помесячно или понедельно... пока в Карсун и на Карсунскую засеку... соберутся на службу «новоприборные служилые люди».
В новый город Карсун высланы были на вечное житье из Курмыша пушкари да затинщики. Туда же высланы были и «снаряды для охраны – пищали: одна медная, девятипудовая, пять пищалей затинных да к ним же ядра». В Карсун же высланы были на вечное житье из Курмыша, Алатыря, Ядрина и из Василя стрельцы, которыми и был заселен вначале город со слободами, и кроме того, в Карсуне и в острогах велено устроить на вечное житье служилых людей 2600 человек, да и по всей Карсунской засеке велено было устроить служилых людей, кем бы можно было охранять города и остроги и засечные крепости от прихода воинских людей.
На фото: фрагмент плана города Карсун 1781 года. Из числа существующих построек показаны:
1. Город-кремль, обнесенный деревянной стеной с шестью башнями, которые находятся в чрезвычайной ветхости;
2. Бывший воеводский дом;
3. Людские избы и конюшня;
4. Воеводская канцелярия с тюремной избой;
5. Архив;
6. Соборная церковь каменная во имя Воздвижения Честного креста Господня и при ней каменная колокольня;
7. Духовное правление;
9. Обывательские строения Пушкарской слободы;
10. Церковь каменная Преображения Господня, что прежде была монастырской;
11. Соляные амбары;
12. Обывательские магазейны (торговые склады);
13. Амбар для хранения собираемых подушных денег;
14. Лавки;
15. Питейная контора;
16. Винный выход (подвал для хранения казенного вина);
17. Городническое правление;
18. Торговая площадь (литерами Л, М, Н и так далее на плане обозначены вновь проектируемые здания и сооружения);
26. Кузницы.


Один из лучших зодчих Поволжья того времени, оставивший заметный след в архитектурной летописи Симбирска. Brandergofer: «М.П.Коринфский: 1788-1851»

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Первая половина 19 века – период расцвета классицизма в русской архитектуре. Навеки прославили свои имена В.Растрелли, К.И.Росси, Д.Кварнеги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин и другие великие зодчие. В губерниях нередко работали не менее талантливые мастера. Скромное положение провинциальных архитекторов не позволило им творить с тем же размахом и приобрести мировую известность. Один из лучших зодчих Поволжья того времени – Михаил Петрович Коринфский, оставивший заметный след в архитектурной летописи Арзамаса, Симбирска, Казани, уездных городов и сел.
2018-ый – год его 230-летия. История не сохранила точной даты рождения выходца из крестьян, сына ремесленника. Один из биографов архитектора профессор Ф.И.Сетин полагает, что М.П.Коринфский родился в период с января по март 1788 года. Произошло это под Арзамасом, в семье мордовского крестьянина. Внук архитектора, известный поэт Аполлон Коринфский, писал, что от отца его дед унаследовал фамилию Варенцов. Коринфским ему якобы повелел именоваться сам император Александр I, заинтересовавшийся конкурсным проектом в коринфском стиле выпускника Академии художеств. Этот рассказ потом вошел во многие издания, включая энциклопедии. Позднейшие исследователи считают эту историю лишь красивым семейным преданием. Доподлинно известно, что родители архитектора носили фамилию Коринфские. Откуда взялась звучная «греческая» фамилия в российской глубинке – можно лишь гадать.
Отец Михаила зарабатывал на жизнь резьбой по дереву – изготовлял церковные иконостасы. Он рано приобщил сына к творчеству, передав ему секреты мастерства. Потом мальчика отдали в Арзамасскую художественную школу академика А.В.Ступина – первую в провинции. Александр Васильевич, заметив способности юноши к архитектуре, стал привлекать его к производству строительных работ; а в 1810 году представил в С.-Петербурге президенту Академии художеств А.С.Строганову и профессору А.Н.Воронихину.
Воронихин, сам из крепостных, стал не только учителем начинающего архитектора, но и опекуном. В Петербурге Коринфский жил на его квартире, был помощником при строительстве Казанского собора. И впоследствии Михаил Петрович черпал вдохновение в творчестве великого зодчего.
В Академии Коринфский был в числе лучших учеников. В 1810 г. он удостоен серебряной медали «за архитектурную композицию» и права участвовать в конкурсе на соискание золотой медали. Но в 1811 году по семейным обстоятельствам (возможно, разорение отца) он вынужден вернуться в Арзамас. 16 декабря 1811 г. по результатам экзамена ему выдан аттестат 1-ой степени с возведением в звание художника и шпагой в награду – единственный случай за всю историю Академии, когда ее 9-летняя программа пройдена за 1,5 года.
В Арзамасе Коринфский открывает архитектурную школу. Одновременно он строит церкви, казенные и частные здания в Арзамасе и других местах Нижегородской губернии. Здесь вершиной его творчества стал проект Воскресенского собора (фото 3) – памятника Отечественной войны 1812 года и погибшим в ней арзамасцам. Постройка собора – грандиозного для небольшого города – велась в 1814-1841 гг.
Надо полагать, именно этот проект привлек внимание симбирян. В Симбирске в 1815 г. было принято решение построить на всенародно собранные деньги собор – памятник победе в войне 1812 года (см. подробнее в материале от 18.09.2017). От первоначальных планов перестроить старый Троицкий (с 1844 г. Николаевский) собор отказались по техническим причинам. Были отвергнуты проекты архитекторов М.М.Рушко и Луиджи Руска и решено строить новый храм в честь святой Живоначальной Троицы с приделами во имя св. Александра Невского и св. Иоанна Предтечи. В конце 1816 года предводитель дворянства князь М.П.Баратаев представил Собранию «новейшего изящного вкуса план и фасад, прожектированный архитектором М.П.Коринфским». Проекты составлены по поручению князя Баратаева. Вместе с подписью архитектора на них указана дата – 14 декабря 1816 года. Коринфский также составил 4 варианта «Планов Соборной площади…»: храмы и окружающие площадь здания должны были образовать единый ансамбль. В 1824 г. план площади скорректирован с учетом указаний Александра I, лично выбравшего место для собора.
Явно сходство симбирского и арзамасского соборов – рука одного автора, общая идея храма-памятника. Свято-Троицкий собор нередко сравнивают с Исаакиевским в С.-Петербурге. Не отрицая сходства, заметим, что Исаакиевский собор построен позже (1858), а окончательный его проект составлен О.Монферраном лишь в 1825 году. В то же время несомненно влияние на работу Коринфского творчества его учителя А.Н.Воронихина – конкурсный (нереализованный) проект храма Христа Спасителя в Москве 1813 года (фото 3).
В плане собор Коринфского (фото 2, 4) круглый, с четырьмя 8-колонными портиками. Массив здания завершается световым барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и 24 колоннами, увенчанный золотым куполом с фонариком и ажурным крестом. Монументальность и изящество. Интерьер – единое, просматриваемое пространство без внутренней колоннады. Пилонами сформировано 4 овальных помещения вокруг подкупольного пространства.
Проект утвержден Александром I, посетившим Симбирск и 7 сентября 1824 г. и принявшим участие в закладке храма. При этом император трижды повторил, что в архитекторе Коринфском «очень много вкуса». Строительство началось 25 сентября 1827 г. и в основном (внешние работы) завершено к маю 1832-го. Отделка храма из-за нехватки средств была отложена. Освящение собора состоялось лишь 15 сентября 1841 года.
Многие авторы (Ж.А.Трофимов и др.) пишут, что за проект храма в Симбирске совет Академии художеств в 1825 году избрал М.П.Коринфского в «назначенные академики». Но В.К.Абрамов (со ссылкой на профессора Ф.И.Сетина) приводит протокол совета Академии от октября 1826 г. лишь о возможном «баллотировании на академическое звание», а академиком архитектуры Коринфский избран в 1829 г. «за проект Карантинного здания на морском берегу». Трудно сказать, кто в этом случае прав. Но в любом случае, столь значимая работа, как симбирский кафедральный собор, не могла не учитываться при присвоении почетного звания.
В 1823 году Коринфский получает предложение занять должность архитектора симбирского Дворянского собрания для «надзора при производстве разных построек». 3 ноября 1823 г. он приступил к службе. Конечно, главной целью приглашения было осуществление авторского надзора за строительством Троицкого собора. Наряду с этим архитектор строит и перестраивает различные здания в Симбирске и губернии.
Его симбирский патрон, князь Баратаев, был почетным попечителем женского Общества христианского милосердия. 2 мая 1820 г. Общество основало Дом трудолюбия для воспитания «бедных сирот» — девиц из беднейших дворянских семей. Сначала он помещался в наемном доме. Затем Общество приобрело у «иностранца Антона Флинке» небольшой каменный дом с надворными постройками и садом, выходивший окнами на Свияжскую (Л.Толстого) улицу. Дом трудолюбия на 10 воспитанниц открыт 26 сентября 1820 года. В этом виде он запечатлен на плане, выполненном губернским архитектором М.М.Рушко (фото 5).
По предложению М.П.Баратаева в 1828 г. Коринфскому поручена перестройка дома с сооружением 2-го деревянного этажа, работы начаты в 1829 году. За эту работу, выполненную бесплатно, императрица Александра Федоровна пожаловала архитектору «золотую, эмалью окрашенную табакерку». К сожалению, планы перестройки, составленные М.П.Коринфским, не сохранились. В 1837 г. Дом трудолюбия перестроен по проекту А.Бенземана, с 1840 г. в здании размещалось Елизаветинское училище, а потом – Мариинская гимназия.
Деятельность М.П.Коринфского в Симбирске связана также с созданием Благородного пансиона для детей бедных дворян. Для него дворянство приобрело в 1828 году дом на 10 воспитанников близ гимназии. План дома (фото 5) подписан М.П.Баратаевым и М.П.Коринфским. На основании сходства здания с постройками Коринфского, Е.К.Беспалова предполагает, что, возможно, оно было построено им для частного лица, у которого потом куплено для пансиона. Заведение сначала именовалось «Благотворительным учреждением», а в 1834 г. преобразовано в гимназический пансион. Этот дом был продан, куплен новый – на Б.Саратовской улице, а потом построено здание пансиона на 40 человек по проекту И.А.Бенземана, сохранившееся поныне.
В Симбирской губернии М.П.Коринфским спроектированы церкви в селах Пятино, Шигоны, Богдановка и др., торговые ряды с гостиным двором в Карсуне (1829-1831, фото 10), больница в с.Сыреси, образцовые хлебные магазины в с.Ключищи и т.д.
Работа Коринфского была высоко оценена в Симбирске. В 1826 г. губернатор А.Ф.Лукъянович писал в совет Академии художеств: «…он совершенно оправдывает свое искусство и приносит честь собою месту своего образования, как по своему поведению, так и по тому усердию, с каковым он старается всегда быть полезным обществу … за что и приобрел здесь полную к себе доверенность, благодарность и похвалу». В аттестате, выданном архитектору в связи с переводом в Казань и подписанным М.П.Баратаевым, говорилось: «…все делаемые ему поручения при различных постройках и поправках… в доме Дворянства и в Благотворительном учреждении оного… исполнял с надлежащей точностию и оказал примерное безкорыстие и старание…». В подобных же выражениях составлены аттестаты, выданные Коринфскому Обществом христианского милосердия и другими учреждениями и лицами.
Как уже было сказано, к 1832 г. М.П.Коринфский выполнил работу по наружному сооружению кафедрального собора, а строительство приостановилось на неопределенный срок. В это время архитектор получает предложение переехать в Казань, где планировалось большое строительство университетского комплекса. 8 ноября 1832 г. Коринфский «определен архитектором Казанского Университета и Гимназии». 23 мая 1833 г. он по Высочайшему повелению утвержден членом Строительного комитета при Казанском университете. В Казани Коринфский строит здания обсерватории, библиотеки, анатомического театра и др. Эта работа велась им совместно с ректором университета, великим математиком Н.И.Лобачевским. В Казани М.П.Коринфский стал также архитектором губернской удельной конторы, а с 1837 года преподавал в университете архитектуру.
Но его связь с Симбирском не прекратилась. Одна из больших работ – проект перестройки здания классической гимназии. Первоначально находившийся на этом месте дом принадлежал семье Твердышевых-Дурасовых и был подарен городу (дворянству) Н.А.Дурасовым. В 1786 г. в нем открылось главное народное училище. В 1790 г. на этом месте построено новое здание училища – на средства симбирского дворянства, по проекту И.П.Тоскани, в классическом стиле. В нем также размещались помещения для собраний дворянства, Приказ общественного призрения и другие учреждения. Уже в 1808-1809 гг. отмечалось, что здание училища «чрезвычайно поврежденное». К тому же оно было крайне неудобным для учебных целей. К 1809 г., перед преобразованием училища в гимназию, здание полностью стало училищным, проведена частичная реконструкция. Но общего его плохого состояния это не исправило.
В 1830-х гг. ставится вопрос о перестройке здания. В ведении М.П.Коринфского, как архитектора университета, находились все учебные постройки в Казанском учебном округе. В 1836 г. он разрабатывает прекрасный проект «ученой школы Симбирска» (фото 7). К сожалению, из соображений экономии, решение главного фасада реализовано не полностью. Не были утверждены 8-колонный портик и три входа. Более того – убираются ранее существовавшие элементы фасада: колонны (у Тоскани – 6), пилястры, ступени, фасад становится плоским. Вместо фронтона – небольшой аттик, вместо трех входов – крыльцо с чугунным парапетом и козырьком.
Но разработанные Коринфским планировка с коридорной системой и изолированными классами, интерьеры, трехэтажная башня под обсерваторию и т.д. – в целом были воплощены. Строительство велось с 1839-го по 1 сентября 1841 гг. После пожара 1864 года здание восстановлено по тому же проекту.
Симбирская удельная контора, ведавшая землями и крестьянами, принадлежащими императорской семье, поначалу своего здания не имела и помещалась в наемном доме. В 1830-х гг. ее управляющий А.В.Бестужев решил перестроить под контору собственный дом. Видимо он, хорошо знавший М.П.Коринфского по симбирскому периоду его жизни, и обратился к архитектору, уже переехавшему в Казань. В 1835 году Коринфский передал симбирской удельной конторе разработанный проект. Он предусматривал расширение существующего дома путем пристройки с востока 2-этажного корпуса с мезонином. Центральная часть решалась в три этажа, с боковыми двухэтажными крыльями (фото 9). Одновременно возводилось 2-этажное здание чертежной и хозяйственные постройки. Строительством, осуществленным в 1835-38 гг., руководили симбирские архитекторы М.М.Рушко, а позже И.А.Бенземан. Хотя здание впоследствии неоднократно перестраивалось, оно остается одним из лучших (и одним из немногих сохранившихся) в городе образцов провинциальной архитектуры 1-ой половины 19 века.
Жизненный и творческий путь Михаила Петровича Коринфского завершился в 1851 году. Скромный надгробный памятник на Арском кладбище в Казани по семейному преданию выполнен по рисунку самого архитектора.


Портрет работы неизвестного художника (возможно, З.Иванов), середина 19 века.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"



1) Проект кафедрального собора в Симбирске губернского архитектора М.М.Рушко.
2-4) Проект кафедрального собора М.П.Коринфского (1816): фасад, разрез план.
Из материалов Всероссийской конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2013, 2014.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"




1) Проект Воскресенского собора в Арзамасе. Архитектор М.П.Коринфский, 1814-1842.
2) Проект (нереализованный) храма Христа Спасителя в Москве. Архитектор А.Н.Воронихин, 1813.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"






Свято-Троицкий собор в Симбирске (с разных точек). 1) Дом, приобретенный симбирским дворянством для гимназического пансиона. Возможно был построен по проекту М.П.Коринфского. 2) Дом трудолюбия в Симбирске: чертеж и план. М.М.Рушко, 1820. Чертежи проекта М.П.Коринфского по перестройке здания (1828) не сохранились.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"




Сборник материалов Всероссийской конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2014.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"



Мариинская женская гимназия, на месте которой находились Дом трудолюбия Общества христианского милосердия (с 1820 г.) и Елизаветинское женское училище (с 1840 г.).
Конкурс "Малые города и исторические поселения"















Проект перестройки здания Симбирской гимназии: фасад и разрезы. М.П.Коринфский, 1832.
Сборник материалов конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2014.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"



Симбирская мужская классическая гимназия.
1880-ые гг. и открытка начала 20 века.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"




Здание удельной конторы в Симбирске.
1) Проект фасада здания. М.П.Коринфский, 1835 (Из материалов конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения, Ульяновск, 2013).
2) С открытки начала 20 века.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"







Торговые ряды в Карсуне. Архитектор М.П.Коринфский, 1829-1831.
Фото А.И.Аникина, 1974 г., hautiev-sh.livejournal.com.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Русская ярмарка в картинах

Мы, русский народ,
Не сидим без дела у ворот.
Трудимся от зари до зари,
На богатства наши смотри!


Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"





В российских городах и больших селах в XIX - начале XX вв. по праздникам, особенно престольным, часто устраивались ярмарки, длившиеся иногда не один день. Ярмарка в то давнее время играла роль центра общения, гулянья и веселья. Собираясь на ярмарку, люди старались надевать праздничную одежду. Обычно торговые места располагались на площади возле церкви, и народ шел на ярмарку сразу после церковной службы. Наступало время отдыха и развлечений. На ярмарку старались попасть и люди из окрестных и дальних деревень. На площади ставили торговые палатки, балаганы и просто телеги, с которых и велась торговля. Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. В продуктовых рядах предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи. Можно было тут же съесть пирожок, попробовать горячий сбитень, выпить квасу. На ярмарке было много развлечений: можно было покататься на каруселях, качелях или русских горках.
Статистика российских ярмарок по данным тогдашнего министерства финансов империи (в 1895 г.) впечатляет. На этот период в стране было зафиксировано 18 452 ярмарки!
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


Торговые ряды в рабочем поселке Карсун Ульяновской области построены по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Город (тогда это был город) Карсун был основан царем Алексеем Михайловичем при возведении пограничной засечной черты от реки Суры до реки Барыш. Царским указом было велено устроить служилых людей на вечное житьё.
В 1660 году проживавшими в г. Карсун пушкарями, стрельцами и казаками была основана Троицкая ярмарка. Троицкая ярмарка являлась в XVIII веке важнейшим торговым пунктом в Карсуне, куда из отдаленных мест свозились мануфактурные товары, обменивавшиеся на сырье, которыми были богаты восточные губернии Российской империи.
В 1829 году, по царскому указу в Карсуне были заложены каменные торговые ряды. Проект торговых рядов был составлен архитектором Коринфским М.П.
Торговые ряды, состоящие из 160 лавок, были построены в 1831 году.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
В 1848 году один из корпусов с 20 лавками сгорел и был восстановлен в 1865 году, впоследствии был перестроен под помещение ремесленного училища. Еще один корпус в 1903 году был разобран для возведения женской гимназии. В центральной части рядов, частично перестроенной в нач. ХХ века размещались городское управление, народный дом и др.
Комплекс торговых рядов выполнен в стиле классицизма. Торговые ряды расположены в центральной части р.п. Карсун на обширной площади. Первоначально состояли из 8 торговых корпусов и центрального здания гостиного двора.
В настоящее время сохранилось центральное здание и 4 перестроенных корпуса лавок, помещения которых используются под различные магазины.
Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Ансамбль торговых рядов в Карсуне выполнен в стиле классицизма, и, безусловно, представляет историческую и архитектурную ценность.
«Ансамбль зданий торговых рядов: I-я пол. XIX в. - Здание юго-восточного корпуса - Здание южного корпуса» включен в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.Конкурс "Малые города и исторические поселения"
Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"Конкурс "Малые города и исторические поселения"


ТОРГОВЛЯ ВОСТОЧНЫМИ ТОВАРАМИ НА КАРСУНСКОЙ ТРОИЦКОЙ ЯРМАРКЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"
В первой половине XIX века происходило развитие внешнеэкономических связей Российской империи со странами Востока. Благодаря удачному пересечению торговых путей Карсунская Троицкая ярмарка стала центром ярмарочной торговли восточными товарами в Симбирской губернии. Торговля носила взаимовыгодный характер для всех её участников, так как ярмарка была тем пунктом, где происходил обмен товаров из стран Востока на продукцию российских мануфактур.
Карсунская Троицкая ярмарка представляла собой уникальное явление в жизни Симбирской губернии первой половины XIX века. История её возникновения и развития напрямую связана с освоением территории Среднего Поволжья в середине XVII в.
Карсун был основан в 1647 году как одна из важнейших крепостей Симбирско-Карсунской засечной черты, защищавшей границы Российского государства от степных кочевников. По населенному пункту проходил важный торговый тракт с берегов Волги, по которому из стран Средней Азии через Самару и Сызрань купцы везли товары на Макарьевскую ярмарку. Такой транзит восточных, или как их ещё называли, «бухарских» товаров активно способствовал тому, что «ярмарка была как бы подторжьем Макарьевской».
Карсунская Троицкая ярмарка постепенно росла, и в XVIII веке на неё в больших количествах завозили всевозможные восточные и колониальные товары. Она привлекала как торговцев из стран Востока, так и купцов из Самары, Казани, Астрахани, Нижнего Новгорода, Москвы, других городов Российской империи.
Карсунское торжище оказывало влияние практически на все сферы жизни как города Карсуна, так и всей Симбирской губернии в первой половине XIX века. Ход торговли восточными товарами был взаимосвязан с государственной политикой в отношении ярмарочной торговли, с развитием промышленности в губернии, продукция которой закупалась торговцами из стран Востока, и внешнеэкономической деятельностью российских и восточных купцов.
Рост оборотов Карсунской Троицкой ярмарки в течении XVIII века заставил обратить на неё внимание чиновников различного уровня, в том числе и центральных властей. Несмотря на то, что в 1780 году Карсун превратился в уездный город, управление ярмаркой было передано Симбирской Казённой палате, а не городскому обществу Карсуна, как того требовало Городовое положение. Городское общество Карсуна являлось тогда совсем немногочисленным. И лишь после прошения карсунских мещан и купцов о передаче в их управление ярмарки в начале 1801 года вышел соответствующий Указ императора. В Подлинной жалованной грамоте государя императора Павла I Карсуну говорилось о передаче в пользу «города состоящих внутри оного и находящихся доныне в числе казённых оброчных статей торговые лавки и при них торговую площадь с получаемым с оных доходом».
Без внимания губернаторов не оставались жалобы на тесноту и ветхость ярмарочных помещений. 1 июня 1829 года в присутствии губернатора Александра Яковлевича Жмакина состоялась закладка Гостиного двора по плану известного архитектора М.П. Коринфского. Это здание по своим размерам и красоте резко выделялось среди построек Карсуна. Однако известен и такой факт: в 1848 году «один (по счёту восьмой) корпус ярмарочных рядов, состоящих из 20 номеров лавок», сгорел и не ремонтировался вплоть до 1865 года. Восстановление старых и строительство новых лавок произошло уже после приезда симбирского губернатора барона И.О. Велио.
По всей видимости, такое отношение говорит о том, что в ту пору ярмарка уже не приносила ни городу, ни губернии тех сборов, которые были в начале XIX века.
Карсунская Троицкая ярмарка проводилась на протяжении 10 дней после праздника Троицы в июне, отчего и получила своё название. Такие удобные сроки, а также нахождение Карсуна в месте пересечения нескольких дорог из Самары в Нижний Новгород и из Симбирска в Пензу способствовали большому стечению купцов и покупателей на ярмарку, куда приезжали свыше 250 купцов и до 10000 покупателей. С 1800 по 1841 год происходил постоянный рост оборотов ярмарки, о чём можно судить по суммам торговых сборов с неё. До 1817 года сумма ярмарочных сборов равнялась примерно 6000 рублей. С 1818 года ярмарочный доход увеличился до 8000 руб., в 1819 г. - до 8200 руб. и возрос до 11000 руб. в 1827 г.5
Бурный рост торговых оборотов особенно заметен по суммам оборотов в 30-е годы XIX века: в 1831 году - 4500000 рублей, а в 1837 -6000000 руб. Затем произошёл значительный спад: «в 1841 г. - 693162 руб. сер., в 1845 г. -491319 руб. сер., в 1850 - 373550 руб. сер.». Для того чтобы выяснить причины столь заметных изменений в оборотах ярмарочной торговли, необходимо указать на связи, существовавшие между торговлей восточными товарами и экономическим развитием Симбирской губернии, и на ту роль, которую оказывали различные слои населения на ход ярмарочной торговли в Карсуне. Кроме того, следует рассмотреть структуру привозимых и продаваемых «бухарских» товаров на ярмарке: их ассортимент и стоимость.
Основными категориями восточных товаров, которые доставлялись купцами на Карсунскую ярмарку, являлись кубовая краска (индиго), изделия из кожи, чай, шерсть, хлопок, хлопчатые и шёлковые ткани. По отношению к суммам общего оборота ярмарки доля восточных товаров была значительной, но в сравнении с российскими и европейскими товарами уступала им. Тем не менее, она оставалась стабильной на протяжении всей первой половины XIX века. Сравнить стоимость различных товаров по цене и в процентном отношении к общему обороту за отдельные годы нам может помочь подсчёт в процентах основных категорий «бухарских» товаров, привозимых на ярмарку.
Несмотря на снижение оборотов Троицкой ярмарки с 1840-х годов XIX века, объёмы привоза и продажи основных категорий восточных товаров оставались внушительными. Так, например, в 1861 году общая сумма привоза на неё составила 972000 рублей. В привозе оставались колониальные товары и напитки, привезено на 49000 руб.; кожи, кожаных изделий и мехов - на 107000 руб.7 Карсунская Троицкая ярмарка по сбыту восточных товаров в первой половине XIX имела общероссийское значение. Это подтверждает привоз в Карсун в 1861 году кож, кожаных изделий и мехов, составлявший 5,4% от общего объёма импорта этих товаров в Россию по всей Азиатской торговле - 1974834 руб.8



Конкурс "Малые города и исторические поселения"

10 декабря 2018 года в рамках участия в конкурсе "Малые города и исторические поселения" проголосовало 7627 человек, из них :
Благоустройство комплекса торговых рядов и прилегающей территории - 6531 голос;
Благоустройство территории Карсунского Венца - 508 голосов;
Благоустройство ул. Советской (в границах от памятника Чапанному восстанию до перекреста с ул. Саратовская)- 347 голосов.
Иные общественные пространства или территории в границах р.п.Карсун -241 голос.
Уважаемые жители р.п.Карсуна и Карсунского района! Голосование длится до 10 декабря 2018 года. Просим вас принять активное участие в голосовании. #ЯлюблюКарсун
Проголосовать вы сможете пройдя по ссылке http://simpoll.ru/run/survey/1d7278fb


Председатель Семейного совета улицы Октябрьской р.п.Карсун Филина Татьяна Валерьевна провела опрос-анкетирование 32 жителей улицы по вопросу участия во Всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения».
По результатам опроса голоса разделились:
благоустройство комплекса торговых рядов и прилегающей территории - 26 голосов;
благоустройство территории Карсунского Венца - 2 голоса;
благоустройство ул. Советской (в границах от памятника Чапанному восстанию до перекреста с ул. Саратовская)- 4 голоса.

Конкурс "Малые города и исторические поселения"




Счетчик посещений

Besucherzahler rusian brides
счетчик посещений

Administrator: Ярослав Зуборев
2009 год