Редко сейчас можно найти человека, которому не пришлось общаться с мошенником хотя бы по телефону: с лжесотрудником банка, «представителем компетентных органов о родственнике, попавшем в беду» и т.п. Однако кого-то просто заваливают звонками и спамом с «выгодными» предложениями, а кто-то почти не получает странных звонков.
О правилах цифровой безопасности рассказывает Ольга ДАЙНЕКО, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
КАК «УТЕКАЮТ» ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ?
Сейчас практически невозможно обезопасить себя от «утечки данных» о себе и связано это не только с кражей данных пользователей у компаний (служб доставки, мед.лабораторий и т.п.), но и потому, что о многом личном мы делимся добровольно:
⭕оплатили покупку в интернете
⭕скачали новую игру на телефон
⭕заключили договор
⭕заполнили анкету для участия в розыгрыше призов или получения дисконтной карты
⭕самостоятельно сообщили подробности о себе через соцсети.
ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ МОШЕННИКОВ?
Мошеннику интереснее приобретать не только базу номеров телефонов с ФИО, но и иметь своеобразный «скоринговый балл» потенциальной жертвы-иметь дополнительные сведения не только в виде документов (паспорта и места жительства, например), но и оценочную характеристику внушаемости и доверчивости человека, индивидуальные маркеры для психологической манипуляции конкретным человеком.
ЧЕМ БОЛЬШЕ В БАЗЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЖЕРТВ, ТЕМ ДОРОЖЕ ОНА СТОИТ, НАД ЧЕМ И ТРУДИТСЯ НЕМАЛАЯ АРМИЯ ТАКИХ «СОБИРАТЕЛЕЙ». БАЗЫ КОЧУЮТ И КОРРЕКТИРУЮТСЯ.
Зная эти особенности потенциальной жертвы, мошенник, используя опыт «коллег», может просчитать, как именно войти в доверие во время общения, как ввести в заблуждение.
БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА
🔴не отвечать вовсе на незнакомые номера
🔴не идти на контакт с незнакомыми
🔴говорить односложно и категорично.
🔴просто прервать разговор и внести абонента в черный список блокировки, чем меньше контактировать, тем реже будут беспокоить.
ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
🟢не передавать банковские данные
🟢не переходить по сторонним ссылкам
🟢не загружать программы/игры из непроверенных источников и т.п)
ВАЖНО ПОМНИТЬ О БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ:
✅не делиться личным с посторонними
✅не предоставлять дополнительную информацию о себе или близких без прямой необходимости (в том числе, под видом соцопросов)
✅Передавая свои персональные данные, нужно оценивать целесообразность их передачи/обработки организацией, а предавать только в том объеме, который необходим для оказания услуги, а после-отзывать такие разрешения.