Как выстроить коммуникацию с банком максимально эффективно и безопасно: когда лучше воспользоваться приложением, а когда сходить в отделение и как распознать настоящую службу поддержки банка от мошенников рассказывает в интервью радио Sputnik Мария Соловиченко, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
Сегодня почти все текущие операции в большинстве банках России можно совершить дистанционно: открыть вклад, заказать банковскую карту или заблокировать ее, сделать перевод, оплатить услуги ЖКХ, взять кредит, обменять валюту, получить финансовые документы по счетам и транзакциям и тд. Для этого достаточно иметь на руках лишь смартфон с загруженным приложением. Пользоваться им удобно: не надо тратить время на поход в отделение, в нем нет очередей и работает оно круглосуточно.
Но несмотря на прорыв в традиционных банковских услугах, исследования крупнейших банков показывают, что люди продолжают приходить в отделения, особенно за обсуждением серьезных для них финансовых вопросов.
Рассмотрим ситуации, когда походом в банк, действительно, пренебрегать не стоит.
1. Отменить платеж, оспорить совершенную транзакцию и вернуть деньги на карту. Существует несколько ситуаций, в которых вы имеете право запросить у банка возврат средств. Например, при оплате операция не прошла, но деньги списались, вы вернули товар, но деньги не вернулись, вы ничего не покупали, но деньги списались. С одной из таких ситуаций я столкнулась сама в прошлом месяце: с моей карты в течение недели около 10 раз была списана одна и та же сумма денег компанией по предоставлению услуг связи, при этом я не являлась клиентом этой копании и не пользовалась ее услугами. Общая сумма потерь составила около 5 000 рублей. Я не смогла подать заявление на возврат средств ни онлайн ни с помощью специалиста горячей линии банка, который отправил меня в компанию, списавшую деньги. Пришлось идти в отделение банка и там выяснять, смогу ли я вернуть свои деньги через банк (без посещений офиса компании) и как это сделать. Специалисты банка разобрались в моей ситуации и оформили заявление на возврат средств. Через две недели деньги мне вернули.
2. Если вы хотите потребовать от банка наложить на себя запрет определённых операций. Например, оформить кредит онлайн, установить максимальный лимит суммы онлайн-операций и тд. Такие возможности были введены совсем недавно, чтобы обезопасить клиентов банков от мошенников, например, при утере паспорта или утечке персональных данных. Сделать это через банковское приложение нельзя. Необходимо обратиться в отделение. Там же заодно можно получить консультацию как работает самозапрет – когда его можно активировать, а когда снять.