О государственном земельном надзоре
Практически во все времена на территории России осуществлялся государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства. Особую актуальность данный вид государственного надзора приобрел с введением частной собственности на землю в Российской Федерации. Основной целью осуществления государственного земельного надзора являются: обеспечение законности использования земельных участков, неотвратимость наказания за совершенные нарушения действующего земельного законодательства и восстановление нарушенных прав собственников и землепользователей.
Немного о нормах закона. Согласно статьям 25, 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с данным Законом. Согласно статье 65 Земельного Кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Физические и юридические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить госземинспекторам доступ на проверяемые земельные участки, а также предоставить необходимую документацию для проведения проверки. Хочется обратить внимание, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок (в том числе и неявка без уважительных причин) влечет наложение административного штрафа.
Несмотря на гражданскую сознательность граждан, имеют место и выявленные нарушения действующего земельного законодательства. Большинство землепользователей просто не знают требования гражданских и земельных норм права, а некоторые просто не желают правильно оформлять все документы на используемую ими землю.
Наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является нарушение, подпадающее под определение ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Одной из форм осуществления государственного земельного надзора являются плановые проверки, проводимые в соответствии с ежегодными планами проведения проверок.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017г. № 943 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» планирование и проведение проверок соблюдения требований земельного законодательства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо осуществлять с учетом применения риск-ориентированного подхода. В целях применения риск-ориентированного подхода земельные участки, отнесены к трем категориям риска:
1. К категории среднего риска:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
2. К категории умеренного риска:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
В зависимости от присвоенной категории риска проверки осуществляется со следующей периодичностью:
- для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;
- для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Государственный земельный надзор, помимо плановых проверок, осуществляется в форме внеплановых проверок, которые проводятся для проверки исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения земельного законодательства, в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства и в случаях выявления, по итогом проведения административного обследования объекта земельных отношений, признаков нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Ведущий специалист-эксперт Межмуниципального
отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской области
Д.П. Фадеев
отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской области
Д.П. Фадеев